Поиск по каталогу

расширеный поиск

Условия приобретения и владения недвижимостью

Назад

9 января 1998 года президент Доминиканской Республики Леонель Фернандес Рейн подписал указ об отмене всех ограничений на право приобретения и владения землей и недвижимостью иностранными гражданами на территории страны.

С этого момента путь в тропический рай на острове Гаити для иностранного капитала упростился, что открыло перед бывшей банановой колонией большие перспективы экономического и культурного роста. В страну потекли иностранные деньги, на которые сейчас приобретается недвижимость в стране: растущий спрос на нее делает такое вложение высоко рентабельным из-за быстрого роста цен. Помимо жилья иностранцы покупают здесь и готовый бизнес или сами открывают свои предприятия, поскольку процедура регистрации фирмы упрощенная, как и налоговый режим – правительство Доминиканы сделало все, чтобы иностранный бизнес чувствовал себя комфортно. Поэтому для большинства  государств были даже отменены визы в страну.
На наследование недвижимости в Доминиканской Республике иностранцами также нет никаких ограничений. Наследство облагается налогом от 17 до 32% в зависимости от степени родства наследника и умершего. Однако если наследник находится за пределами Доминиканской Республики, применяется дополнительный сбор в размере 50% от суммы налогов. В стране действует право «обязательного наследования», когда некоторая часть наследства по закону обязана перейти определенным родственникам. Например, если у иностранца есть ребенок, то 50% наследства должно перейти ребенку, вне зависимости от законодательства той страны, гражданином которой являлся умерший.

Начало процесса покупки:
Оформить покупку недвижимости в Доминикане не так уж и сложно, поскольку процедура это вполне понятная и предельно простая. Для покупки необходимо иметь паспорт, остальное – забота адвоката, нотариуса и риэлтора.
Для начала рекомендуется открыть счет в доминиканском банке. Стандартный набор документов для открытия наиболее удобного текущего банковского счета в песо в этой стране включает в себя заявление, копию паспорта или седулы (временного вида на жительство), если таковая уже имеется, еще одно удостоверение личности (к примеру, водительские права), два рекомендательных письма от организаций, существующих не менее года (можно попросить у местного риэлтора и адвоката). В некоторых банках также могут потребовать выписки со счетов (например, сберегательного) в другом доминиканском банке.
Такой счет позволяет производить расчеты с помощью персональной чековой книжки, с ним нет необходимости при проведении крупной сделки приносить с собой чемодан наличных, достаточно просто выписать чек. Это и безопасно, и престижно. К счету прикрепляется электронная дебетовая карточка, позволяющая рассчитываться в магазинах или снимать деньги в банкомате. На ежемесячный остаток по счету начисляется процент.
Вернемся к процедуре приобретения: после того, как покупатель нашел нужный вариант жилья, он с помощью агента делает письменное Предложение на Покупку недвижимости (Offer to Buy Real Estate) и вносит гарантийный залог – обычно 7-10% от стоимости объекта (впоследствии при окончательном расчете эта сумма будет учитываться).
При внесении залога продавец и покупатель подписывают предварительный договор купли-продажи в присутствии нотариуса. На этом этапе появляется адвокат, который будет сопровождать сделку. Своими силами сделки с недвижимостью не решаются проводить даже местные жители, поэтому хороший адвокат станет гарантом того, что покупка пройдет успешно.
После того как продавец и покупатель подписывают предварительный договор купли-продажи в офисе у нотариуса, который заверяет их подписи, покупатель оплачивает остаток. Как правило, окончательный расчет должен произойти в течение месяца. В договоре, помимо условий, срока оплаты, прав и обязанностей сторон, должно присутствовать описание объекта и его план. Соответствие объекта плану проверяется независимым оценщиком. Этот этап имеет большое значение, поскольку позволяет застраховаться от мошенничества, когда недобросовестный продавец пытается продать, например, объект, который по плану сходен с описываемым, но не соответствует его характеристикам.

Оформление права собственности
Поскольку все сделки с недвижимостью в стране осуществляются на основании Системы Регистрации Титула (права владения собственностью), то адвокат проверяет законность титула и передачи его от продавца покупателю в Офисе Регистрации недвижимости (Title Registry Office), в Земельном Суде (Land Tribunal) и Государственном Налоговом Управлении (General Internal Revenue Directorate, DGII). После этого он готовит окончательный договор купли-продажи (контракт), удостоверяет его у нотариуса и оформляет титул на нового собственника.
Регистрационный офис в каждом регионе страны свой. Покупки в наиболее популярных у инвесторов городах Сосуа и Кабарете регистрируются в Пуэрто-Плата, к округу которого они относятся.
С момента подписания контракта владельцем недвижимости считается покупатель: теперь он может заселяться, после чего при полной оплате стоимости дома и уплаты налога на недвижимость нотариус оформляет свидетельство собственности (титул) в регистрационном офисе. Это может занять от двух недель до трех месяцев, но в ряде агентств за определенную плату процесс можно ускорить. В случае если титул не оформляется, то покупателя обманывают, он не является собственником, а, вероятнее всего, вступает в таймшер, поэтому заранее надо справиться, будет ли зарегистрирован титул.
При покупке готовой виллы земля включена в стоимость, и покупателю выдается свидетельство о собственности как земли, так и самой виллы. При покупке апартаментов в собственность оформляются только апартаменты, а земля оформляется на кондоминиум (всех собственников апартаментов). Описанная процедура действует как на приобретение недвижимости как физическим, так и юридическим лицом.

Сопутствующие расходы
Расходы при приобретении собственности, помимо самой ее стоимости, включают налог по передаче недвижимости (Transfer Property Tax). Он составляет 3% от ее оценочной стоимости, которая обычно ниже реальной, но сегодня в большинстве мест из-за многочисленных намеренных занижений стоимости уже установлена минимально допустимая цена земли или объекта недвижимости. Плата адвокату составляет около 1% от суммы сделки.
Снизить стоимость налога можно следующим способом. Необходимо прибрести «чистую» компанию (без долгов по налогам) и договориться с продавцом о внесении недвижимости в уставной капитал компании, а потом продавец выйдет из участников компании с деньгами покупателя. Покупатель же останется с компанией, в уставном капитале которой находится недвижимость. Эта схема позволяет снизить налог примерно в два раза, но услуги адвоката будут стоить чуть дороже.
Оплата стоимости покупки зачастую осуществляется денежным переводом, но принимаются и наличные деньги, и  дорожные чеки. Наиболее популярны чеки American Express: ограничений на их вывоз нет, поэтому это самый удобный способ. Документы о происхождении денежных средств не требуются. Можно также перевести на доверительный счет адвоката или открыть личный счет в Доминикане, но для этого требуется личное присутствие. Также можно зарегистрировать доминиканскую компанию и открыть счет в банке на нее.

Регистрация юридического лица в Доминиканской Республике
Большой популярностью пользуется у инвесторов покупка готового бизнеса, а также открытие собственных предприятий или филиалов иностранных компаний.
Для регистрации фирмы необходимо иметь уставной капитал не менее 100 тыс. доминиканских песо ($2,9 тыс.), а также минимум семь учредителей (из них как минимум один – доминиканец). Сведения об учредителях и директоре компании подаются в органы регистрации предприятий вместе с копиями их заграничных паспортов. Если в роли учредителей выступают юридические лица, то в этом случае потребуются нотариально заверенные и переведенные на английский язык уставные документы компании и, кроме того, решение о создании дочерней структуры, которая будет вести коммерческую деятельность на территории Доминиканы.
Срок регистрации компании составляет от месяца до двух, стоимость – $1,5 тыс. Также существует возможность купить уже готовые фирмы по цене от $900. Срок переоформления такого предприятия на нового владельца – в течение двух недель.

Аренда жилья в Доминиканской Республике
Поскольку Доминикана – туристический рай, рынок аренды здесь развит весьма широко. Наиболее распространенные объекты аренды – виллы, апартаменты или бунгало. Раньше быстрее сдавались небольшие квартиры по низкой цене. Сейчас стали востребованы более дорогие объекты с двумя-тремя спальнями и хорошими видами. На короткие сроки быстрее сдаются квартиры рядом с пляжем и инфраструктурой.
Недорогие апартаменты могут стоить $30-50 в сутки на короткие сроки и от $500 в месяц – на длительные. Большие и дорогие обходятся в $100-200 на короткие сроки и от $1 тыс. в месяц – на длительные. В принципе, на месяц квартиру с ремонтом и мебелью можно снять за $800 в месяц. Вилла недалеко от побережья по стоимости начинается от $735 в неделю и выше, но все также зависит от ее оснащения.
Самый дорогой сезон – праздники и каникулы, когда многочисленные туристы со всего света направляются в Доминиканскую Республику отпраздновать Новый год или Рождество под пальмой, а также католическая Пасха и серфинг-сезон, когда с середины декабря по конец января сюда слетаются любители высокой волны. В этот период жилье и особенно виллы дорожают в два-три раза.
Аренда происходит через туроператора, риэлторское агентство или девелопера, управляющего комплексом. Обычно подписывается краткое соглашение со сроками и условиями. Многие арендодатели просят залог за имущество.